Государственный материальный резерв является особым государственным запасом материальных ценностей, в состав которого входят запасы материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов. Государственный резерв – это запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания поддержки отраслям экономики государства и организациям, гуманитарной помощи и регулирующего воздействия на рынок. Мобилизационный резерв – это запасы материальных ценностей и материалов для мобилизационных нужд государства.
Формирование, хранение и обслуживание запасов материальных ценностей государственного резерва, методическое обеспечение и координация работ по формированию и обслуживанию мобилизационного резерва обеспечиваются государственным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным материальным резервом, его территориальными органами и подведомственными организациями, которые образуют единую систему государственного материального резерва.
После распада СССР основные фонды и запасы были разделены между бывшими союзными республиками по территориальному признаку. Каждое новое суверенное государство создало свой орган по управлению государственными материальными резервами.
Понимание значимости и важности осуществления сотрудничества органов управления государственными материальными резервами государств – участников СНГ способствовало развитию интеграционных процессов в этой сфере. Органы управления государственными материальными резервами в государствах – участниках СНГ показали свои надежность и востребованность.
Решением Экономического совета СНГ от 3 декабря 2004 года от имени Совета глав правительств СНГ был создан Консультативный совет руководителей органов управления государственной (исполнительной) власти, осуществляющих управление государственными материальными резервами в государствах – участниках СНГ (далее – Консультативный совет).
Консультативный совет был учрежден для выработки согласованных принципов и правил отраслевого сотрудничества органов управления государственными материальными резервами в государствах – участниках СНГ, координации их действий, содействия развитию многостороннего сотрудничества по вопросам формирования, хранения и обслуживания запасов государственных материальных резервов, использования этих резервов для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи.
Членами Консультативного совета являются руководители органов управления государственными материальными резервами Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистани Украины. Представители Азербайджанской Республики и Республики Узбекистан периодически принимают участие в многосторонних мероприятиях Консультативного совета в качестве наблюдателей.
В настоящее время Председателем Консультативного совета является руководитель Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерв) Гогин Д.Ю.
На ежегодных заседаниях Консультативного совета рассматриваются актуальные вопросы развитиясотрудничества органов управления государственными резервами. К ним относятся научно-техническое сотрудничество государств – участников СНГ в части формирования, хранения и обслуживания запасов государственных материальных резервов, организация переподготовки и повышения квалификации кадров в этой сфере,обеспечение продовольственной безопасности страны за счет использования государственных резервов, совершенствование законодательства в системе государственного материального и мобилизационного резервов,опыт работы системы государственного резерва, качество товаров и материалов, закладываемых в государственный резерв, оптимизация структуры запасов товарно-материальных ценностей и объемов накопления товаров в государственном резервеи др.
Так, на VIIзаседании Консультативного совета, состоявшемся в сентябре 2011 года, большой интерес участников вызвало предложение председателя Комитета по государственным материальным резервам Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан о закладке в государственный материальный резерв самоподогревающихся индивидуальных рационов питания и актуальности их производства. Члены Консультативного совета решили рассмотреть вопрос о включении в состав номенклатуры государственных резервов индивидуальных рационов питания, которые необходимы людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях. Председатель Государственного агентства резерва Украины предложил сформировать особую базу знаний(или классификатор) на основе регулярного мониторинга угроз различного характера – экономического, техногенного, политического и др. Результатом мониторинга должен стать классификатор угроз, для реакции на которые создается государственный резерв, содержащий информацию о характере угрозы, вероятности ее наступления, силе, масштабе, внезапности, длительности последствий и т.д. Объединение опыта государств – участников СНГ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в единую базу знаний позволит повысить эффективность планирования деятельности органов управления государственными резервами, сформировать научно обоснованную номенклатуру материальных ценностей, разработать эффективные регламенты действий в случае возникновения различных чрезвычайных ситуаций. Госрезерву Украины было рекомендовано сформировать базу знаний по перечню материальных ценностей, используемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Члены Консультативного совета регулярно проводят тематические совещания и консультациипо вопросам сотрудничества систем государственных резервов. Осуществляется обмен опытом по конкретным вопросам контроля сохранности и качества товарно-материальных ценностей государственных резервов, проблемам длительного хранения нефтепродуктов, продовольственных товаров и хлебопродуктов, ознакомление с объектами государственных резервов государств –членов Консультативного совета с участием заинтересованных сторон (от двух до шести делегаций органов управления государственными материальными резервами государств – участников СНГ).
В 2011 году проведены двусторонние встречи делегаций Республики Казахстан и Украины, а также Российской Федерации и Республики Беларусь по обмену опытом и обсуждению вопросов, касающихся разработок и технологий в области сохранности материальных ценностей государственного резерва.
Представители органов управления государственными материальными резервами Республики Беларусь, Кыргызской Республики и Российской Федерации совместно с Межгосударственным советом по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера в феврале 2011 года приняли участие в заседании экспертной группы по доработке и согласованию проекта Договора о создании Резервного фонда государств – участников СНГ по оказанию помощи государствам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. В настоящее время проект Договора проходит внутригосударственное согласование.
Одной из основных задач по обеспечению эффективности сотрудничества органов управления государственными материальными резервами в государствах – участниках СНГ является сближение национальных законодательных и иных нормативных правовых актов в этой сфере в интересах обеспечения эффективного сотрудничества по вопросам формирования, хранения, обслуживания и использования запасов государственных материальных резервов.
В целях решения указанной проблемы разработан и утвержден Модельный закон «О государственном материальном резерве», принятый постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 18 ноября 2005 года (далее – Модельный закон), который рекомендован для использования в национальном законодательстве.
Во всех государствах – участниках Консультативного совета приняты законы о государственном материальном резерве. Анализ этих законов показал, что по структуре и основным позициям они соответствуют Модельному закону, но имеют и определенные отличия, которые обусловлены особенностями социально-экономического развития каждого из государств – участников СНГ.
Так, в Законе «О государственном и мобилизационном материальных резервах Республики Беларусь» расширено понятие назначения государственного резерва, введены термины и определения, отличные от предусмотренных Модельным законом. Государственное регулирование и управление в области государственного резерва осуществляется Президентом Республики Беларусь. Финансирование в области создания и обеспечения сохранности государственного и мобилизационного материальных резервов возможно за счет иных, кроме бюджета, источников, не запрещенных законодательством указанного государства.
В Республике Казахстан в Законе «О государственном материальном резерве» также введен ряд терминов и определений, не предусмотренных Модельным законом. Имеются ограничения для выпуска материальных ценностей в порядке заимствования и др.
В Кыргызской Республике Законом «О государственном материальном резерве» предусмотрено разграничение порядка финансирования государственного резерва на предприятиях, где контрольный пакет акций принадлежит государству, и на предприятиях-хранителях, изменивших форму собственности, на которых контрольный пакет акций не принадлежит государству.
В Республике Молдова в соответствии с Законом «О государственных материальных и мобилизационных резервах» создаются несколько материальных резервов, каждый из которых имеет свое назначение, которые представляют собой различные фонды материальных ценностей. Закон устанавливает специальный порядок накопления и поставки материальных ценностей в соответствующие материальные резервы.
В Украине Законом «О государственном материальном резерве» расширены полномочия министерств и других органов государственной исполнительной власти. Содержание и развитие системы государственного резерва осуществляются за счет бюджета, а также средств, полученных от финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций системы государственного резерва. В целях экономического стимулирования поставок и хранения материальных ценностей государственного резерва их исполнителям могут предоставляться льготы по уплате налога на прибыль, целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях, таможенные и другие льготы.
Имплементация государствами – участниками СНГ положений Модельного закона в национальное законодательство способствует установлению общих принципов формирования и использования запасов государственного материального резерва в государствах – участниках СНГ.
Важным направлением сотрудничества органов управления государственными резервами государств – участников СНГ является выработка научно обоснованных рекомендаций, путей и методов совершенствования научно-технического сотрудничествав этой сфере, организация и проведение совместных исследований в области длительного хранения запасов материальных ценностей; переподготовка и повышение квалификации кадров.
По инициативе Консультативного совета подготовлено и принято Решение Совета глав правительств СНГ от 25 мая 2007 года о придании федеральному государственному учреждению «Научно-исследовательский институт проблем хранения» Росрезерва, (прим. с 19.05.2011 г. изменено название на федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт проблем хранения» - ФГБУ НИИПХ), статуса базовой организации государств – участников СНГ в области научно-технического развития систем государственных материальных резервов, организации переподготовки и повышения квалификации кадров (далее – Базовая организация). ФГБУ НИИПХ – это отраслевой научно-методологический центр, единственный на постсоветском пространстве многопрофильный научно-исследовательский институт, обладающий более чем 70-летним опытом работы в области длительного хранения различных товаров и материалов, имеющий современные испытательные лаборатории, оснащенные уникальным экспериментальным оборудованием и приборами, с использованием современных информационных и нанотехнологий.
В настоящее время идет активное становление Базовой организации в этой области. Принятысогласованные с органами управления государственными материальными резервами государств – участников СНГ новая редакция Устава ФГБУ НИИПХ, временный регламент Базовой организации, типовые квалификационные требования к знаниям и умениям работников системы государственных материальных резервов, определена тематика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2009–2011 годы для их проведения Базовой организацией самостоятельно и совместно с заказывающими органами управления государственными материальными резервами в государствах – участниках СНГ, подготовлен проект Положения о научно-консультативном совете Базовой организации из числа представителей заинтересованных органов управления госрезервами.
Базовой организацией подготовлены программы обучения сотрудников органов управления государственными материальными резервами государств – участников СНГ. Обучение и повышение квалификации предлагается осуществлять на различных уровнях – аспирантура, магистратура, бакалавриат, краткосрочные курсы. Указанные программы направлены в органы управления государственными материальными резервами. Заинтересованность по данному вопросу высказана Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой.
В 2011 году Базовой организацией на основе предложений органов управления государственными материальными резервами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации подготовлен перечень наиболее перспективных и актуальных научно-исследовательских работ. К ним относятся оптимизация запасов материальных ценностей в государственном резерве, вопросы организации современных лабораторий, научное обоснование норм естественной убыли на товарно-материальные ценности, хранящиеся в государственном резерве, разработка научно обоснованных путей освежения материальных ценностей госрезерва в условиях рыночной экономики, научные предложения по продлению сроков хранения продовольственных товаров и др. В настоящее время Базовой организацией ведется работа по рассмотрению этих предложений с целью выработки алгоритма их решения на основе двустороннего сотрудничества.
При активном участии Консультативного совета и Базовой организации в 2006, 2007, 2008 годах и сентябре 2011 года проведены международные научно-практические конференции, посвященные проблемам качественной и количественной сохранности запасов государственных резервов, организации и практике длительного хранения материальных ценностей в целях обеспечения продовольственной, энергетической и национальной безопасности государств – участников СНГ.
В конференциях 2007 и 2008 годов, кроме государств – участников СНГ, приняли участие органы управления государственными резервами государств – членов ЕС и США. Были рассмотрены вопросы формирования и использования государственных резервов в кризисных ситуациях в свете новых вызовов и угроз.
В государствах – участниках СНГ установленыделовые и личные контакты руководителей органов управления государственными материальными резервами, позволяющие оперативно решать вопросы проведения консультаций при подборе поставщиков товаров, исполнителей работ и организаций, предоставляющих услуги для органов государственных материальных резервов государств – участников СНГ, выработки общих позиций для участия в международных мероприятиях.
Одним из важнейших направлений сотрудничества является координация действий органов управления государственными материальными резервами в ходе обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи.
В 2005–2011 годах члены Консультативного совета предоставляли свои материально-технические ресурсы для оказания помощи пострадавшему от стихийных бедствий населению Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины, а также более чем 20 государствам за пределами СНГ.
В тушении лесных пожаров в Российской Федерации в 2010 году участвовали Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Украина.
В связи с принятием в СНГ программных документов – Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, а также новыми требованиями к системам государственных материальных резервов государств – участников СНГ по инициативе Росрезерва и поддержке членов Консультативного совета подготовлен проект Концепции сотрудничества органов государственной (исполнительной) власти, осуществляющих управление государственными материальными резервами в государствах –участниках СНГ, на период до 2020 года (далее – Концепция). Указанный документ утвержден Решением Экономического совета СНГ от 18 ноября 2010 года.
Концепция определяет общие подходы государств – участников СНГ к принципам, целям и задачам, основным направлениям и формам развития сотрудничества органов управления государственными материальными резервами. Подготовлен План основных мероприятий по реализации Концепции, одобренный на VIIзаседании Консультативного совета в сентябре 2011 года.
Выполнение мероприятий Концепции позволит вывести сотрудничество органов государственной (исполнительной) власти, осуществляющих управление государственными материальными резервамив государствах –участниках СНГ, на новый уровень, обеспечить реализацию потенциала государственных материальных резервов в государствах – участниках СНГ в интересах каждого государства и Содружества в целом, в том числе путем формирования в перспективе совместных целевых запасов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи.
Департамент экономического сотрудничества
Исполнительного комитета СНГ
Консультативный совет руководителей органов
государственной (исполнительной) власти,
осуществляющих управление государственными
материальными резервами
в государствах – участниках СНГ