О.Л. Кардаш(Национальный университет водного хозяйства и природопользования, г. Ровно), О.Б. Тарасюк (Украинский государственный научно-исследовательский институт «Ресурс»)
Обеспечение качества продуктов питания,
закладываемых в госрезерв с учетом цепи
создания продукта
Наличие материального резерва делает государство не только более независимым на мировом рынке, но и дает возможность осуществлять регулирующее воздействие на внутреннюю экономическую ситуацию в стране. Резервы позволяют при необходимости в критическом периоде поддержать целые отрасли экономики, отдельные регионы и предприятия. В то же время, при создании государственного материального резерва в условиях рыночного хозяйствования необходимо минимизировать нагрузку на государственный бюджет, исключить ситуации создания "мертвого капитала", обеспечить сохранение качества и безопасности материальных ценностей, поставляемых на длительное хранение в государственный резерв, внедрить эффективную систему управления государственным резервом.
При этом к товарно-материальным ценностям, подлежащих к закладке в государственный резерв, предъявляются особые требования. Весомую часть товарно-материальных ценностей представляет продовольственная группа. Особенно высокие требования выдвигаются к продуктам питания, поскольку их использование необходимо в особых ситуациях, когда каждый продукт должен полностью оправдывать свое предназначение (соответствовать его качественным характеристикам), а также сохранять свои свойства на протяжении всего периода хранения.
Проблематика формирования запасов материальных ценностей государственного резерва, обеспечение качественного и количественного их сохранения при длительном хранении является достаточно новой в отечественной экономической науке и не получила основательного научного освещения.
Исследование элементов государственного резервирования, направлений функционирования системы государственных закупок, проблематика обеспечения качества промышленных товаров, предназначенных для долговременного хранения, были предметом анализа украинских ученых и специалистов-практиков: Иньшиной А.В., Морозова В.В., Шлихты В.М.
Особое внимание Госрезерва уделяется новейшим подходам к требованиям сохранения качества и безопасности материальных ценностей, подлежащих закладке в государственный резерв. С этой целью создана целая система контроля качества, которая охватывает все этапы в процессе закладки материальных ценностей: от контроля на этапе производства предприятиями-производителями и входного контроля при закладке материальных ценностей непосредственно к предприятиям государственного резерва до их длительного хранения и реализации.
Повышение качества материальных ценностей резерва достигается благодаря совершенствованию нормативных документов (стандартов и технических условий) в части показателей качества, улучшения стандартизации (гармонизация стандартов с международными и европейскими), создание "цепи" повышение качества промышленных товаров [4,1].
Безопасность пищевых продуктов связана с наличием вызванных пищевыми продуктами опасностей в момент потребления пищи, но так как их возникновение может произойти на любой стадии цепи производства и потребления продуктов, важен адекватный контроль на протяжении всей пищевой цепочки.
Стратегической задачей обеспечения качества является отслеживание не только контроля качества конечного продукта, но и всей производственной цепи (food chain), поскольку выборочные и даже тотальные испытания конечного продукта или полуфабрикатов не могут гарантировать безопасность продукции, однако существенно усложняют технологический процесс и удорожают производство (рис. 1).
Цепь производства и потребления пищевых продуктов включает в себя огромный диапазон организаций, от производителей кормов и сырья, изготовителей пищевых продуктов, предприятий, транспортирующих и хранящих пищевые продукты, субподрядчиков до магазинов розничной торговли и предприятий общественного питания (вместе с такими взаимосвязанными организациями, как производители оборудования, упаковочных материалов, моющих средств, пищевых добавок и ингредиентов).
Рис. 1. Составляющие производственной цепи
Обмен информацией по всей цепи производства и потребления пищевых продуктов очень важен для того, чтобы обеспечить идентификацию и адекватный контроль всех опасностей пищевых продуктов на каждом этапе цепи производства и потребления пищевых продуктов. Это подразумевает обмен информацией между организациями-участниками цепи производства и потребления пищевых продуктов в восходящем и нисходящем направлении. Пример каналов обмена информацией между заинтересованными сторонами в цепи производства и потребления пищевых продуктов представлен нарис. 2.
Формирование базы данных производителей, которые обеспечивают соблюдение технологических условий изготовления безопасной продукции путем идентификации и контроля опасных факторови обмен информацией о выявленных опасностях и мерах контроля между потребителями и поставщиками поможет обеспечить эффективное формирование государственного резерва качественной и безопасной продукцией.
Рис. 2. Пример обмена информацией в рамках цепи производства и потребления
пищевых продуктов [5, 3]
Эффективность системы безопасности пищевой продукции обеспечивается соответствующей законодательной базой, гармонизацией национальных и международных стандартов (ДСТУ ISO 22000:2007; ISO 22000:2005, IDT), внедрением структурированной системы управления качеством НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point), заменой общепринятого выборочного контроля качества готовой продукции на предупредительный полный контроль процессов производства.
Решение существующих проблем в сфере формирования, использования, обеспечение качества и безопасности товарно-материальных ценностей, управления материальным резервом рекомендуется путем:
Список литературы
1. О государственном материальном резерве : закон Украины от 24.01.1997 № 51/97-ВР [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=51%2F97-%E2%F0.
2. О Положении о Государственном агентстве резерва Украины : указ Президента Украины от 13.04.2011 № 463/2011 [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.president.gov.ua/documents/13444.html
3. Иньшина А. В. Эффективность применения логистических концепций в процессе осуществления государственных закупок // Маркетинг и логистика в системе менеджмента. − Киев: Изд-во Нац. ун-та "Львовская политехника", 2010. - С. 117-119.
4. Шлихта В. М., Черноусов А. В. Качество промышленных товаров, которые предназначены для долговременного хранения и пути ее повышения / Украинский государственный научно-исследовательский институт "Ресурс" [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://ndiresurs.gov.ua/naukova-diyalnist/136-yakist-promislovih-tovariv.
5. ISO 22000:2005, IDT. Системы управления безопасностью пищевых продуктов. Требования к любым организациям пищевой цепи [Электронный ресурс].