А.Н. Рогова, к.т.н., доц., ученый секретарь ФГБУ НИИПХ Росрезерва
Отраслевая стандартизация как фактор
обеспечения качества и безопасности
продукции при длительном хранении
Обеспечение качества и безопасности продукции, закладываемой, хранящейся и выпускаемой из государственного материального резерва, является важнейшей задачей системы Росрезерва и главным показателем эффективности ее функционирования.
В современных условиях эта задача становится особенно актуальной, что обусловлено рядом объективных причин, основными из которых являются проблемы качества на рынке продукции и коренные изменения законодательства в сфере технического регулирования.
Причинами резко возросших в последние десятилетия проблем качества товарной продукции как в России, так и в других странах, являются: существенные изменения в области производства – применение нетрадиционных видов сырья, различных добавок, новой упаковки, изменение технологий, жесткая конкурентная борьба производителей за рынки сбыта и их стремление к снижению стоимости производства продукции, что, как правило, сопровождается снижением качества выпускаемых товаров. Возникло и получило широкое распространение такое негативное явление как фальсификация и контрафакт. По различным оценкам специалистов, в России доля фальсифицированной и контрафактной продукции как отечественного, так и импортного производства по разным товарным группам составляет от 35-40 до 90%, ежегодно увеличиваясь на 10-15%, особенно это касается продовольственных товаров. Актуальностью и новизной в ряде проблем качества и безопасности отличается проблема генетической безопасности пищевых и других товаров.
Федеральный закон «О техническом регулировании», принятый 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ, кардинально изменил всю систему технического регулирования в Российской Федерации [1].
Основными концептуальными положениями ФЗ «О техническом регулировании» являются:
Следует отметить, что система технического регулирования, реализуемая сегодня в России, в европейских странах сформировалась гораздо раньше. Там система нормативных отношений изначально была разделена на два уровня: безопасность и качество, хотя научные споры о том, что же первично, до сих пор не умолкают.
К качеству и безопасности продукции, закладываемой на длительное хранение, предъявляются специальные требования, которые включают в себя обязательные требования, регламентированные соответствующими нормативными документами, и особые требования, отражающие способность продукции сохранять стабильность свойств в процессе хранения.
Функционирующая в настоящее время в государственном резерве система контроля качества материальных ценностей, закладываемых на длительное хранение, и оценки их соответствия специальным требованиям, в основном обеспечивает решение задач по качественной сохранности материальных ценностей.
Однако современные условия рыночной экономики требуют ее совершенствования и дальнейшего развития по ряду направлений, из которых одним из важнейших является создание актуализированного фонда отраслевой нормативно-технической документации с учетом изменения законодательства в области технического регулирования. Не случайно, именно качество нормативной базы, используемой в работе органов исполнительной власти, по данным Всемирного банка является одним из ключевых показателей при оценке эффективности государственного управления [2, 3].
В общем информационном фонде отраслевой нормативно-технической документации Росрезерва можно выделить, как имеющую первостепенное значение, нормативную документацию по вопросам организации хранения продукции, закладываемой в государственный материальный резерв, и контроля её качества.
До настоящего времени основными нормативными документами, регламентирующими эти вопросы, являлись Инструкции и методические рекомендации о порядке и условиях поставки, приемки, хранения и выпуска продукции, разработанные для отдельных видов продукции или групп продукции.
Анализ этих документов и их оценка на соответствие современным законодательным и правовым требованиям в сфере технического регулирования, показали [4], что многие методические рекомендации и инструкции устарели (выпуск 1994-95 гг.), не имеют единообразной научно обоснованной структуры. Практически во всех инструкциях отсутствуют ссылки на нормативно-технические документы, которым должна соответствовать поступающая продукция, а также на методы ее испытания при контроле качества; не выделены особые требования к продукции длительного хранения; не включены требования к методам отбора репрезентативных проб для проведения лабораторных испытаний с учетом специфики Росрезерва; не в полной мере отражаются разработанные ФГБУ НИИПХ научные рекомендации по проведению контроля качества продукции и др. Таким образом, задача актуализации отраслевой нормативной документации и ее гармонизации с современными законодательными нормами является чрезвычайно актуальной.
Руководством Росрезерва, по предложению ФГБУ НИИПХ, было принято решение о целесообразности решения этой задачи с помощью стандартизации, производимой на уровне отрасли. Преимущество развития отраслевой стандартизации заключается в том, что она позволяет реализовать единую научно-техническую политику Росрезерва в области обеспечения качества и безопасности товаров и материалов при поставке, приемке, хранении и выпуске в соответствии с законами РФ «О техническом регулировании» (ст.5, 17) и «О государственном материальном резерве» (ст.11.1) [5].
В качестве отраслевого документа по стандартизации в Росрезерве был определен стандарт организации – СТО Росрезерв [6]. Стандарты организаций, в соответствии с законом «О техническом регулировании», фактически занимают низшую иерархическую ступень в общей системе документов по стандартизации, используемых на территории Российской Федерации, что, однако, не умаляет ни их значимости, ни практической ценности. Более того, с точки зрения практического применения в конкретной организации, они являются, как показывает практика, первостепенными руководящими документами, в которых с учетом соответствующей специфики юридически закрепляются локальные требования, нормы и правила, необходимые для обеспечения деятельности организации в сфере технического регулирования.
Целями разработки стандартов Росрезерва, кроме общих целей стандартизации, определенных законом «О техническом регулировании», являются:
Исходя из основных направлений деятельности Росрезерва, объектами стандартизации являются:
В случае необходимости решения комплексных задач стандартизации разрабатываются комплексы стандартов, т.е. совокупность взаимосвязанных стандартов, объединённых общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.
Стандарты Росрезерва могут разрабатываться также для обеспечения соблюдения требований и применения технических регламентов, международных, региональных и национальных российских стандартов и для распространения и использования результатов научных исследований.
Применение стандартов Росрезерва, утвержденных в установленном порядке, является обязательным для системы государственного материального резерва и ответственных хранителей в пределах установленной каждым стандартом области применения.
В контрактах на поставку продукции в государственный резерв, необходимость соблюдения обязательных требований, содержащихся в стандартах Росрезерва, может быть оговорена либо путём прямых ссылок в тексте контракта на соответствующие стандарты Росрезерва, либо обязательные требования соответствующих стандартов Росрезерва могут быть изложены в приложении к контракту. Отсутствие в таких контрактах ссылок на стандарты Росрезерва, либо перечня необходимых требований освобождает исполнителя от обязательности их соблюдения.
Рекомендуемые положениястандартов Росрезерва применяют по усмотрению исполнителя или по требованию заказчика. Применение рекомендуемых требований следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих обязательных требований. Рекомендуемые положения становятся обязательными для применения, если в контракте (договоре) предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти положения стандартов.
В заключении хотелось бы отметить, что эффективность стандартизации как деятельности, направленной на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик, очевидна и не требует доказательств, так как подтверждена многовековым опытом. Стандартизация как сфера человеческой деятельности существует с появлением человека, хотя как самостоятельная научная дисциплина она сформировалась лишь в середине прошлого века. Примеры успешного применения стандартизации мы находим далеко в прошлом [7].
Египетские пирамиды, построенные за 5-6 тыс. лет до нашей эры, свидетельствуют о наличии в те времена стандартов на размеры и обработку строительных камней. Специальные чиновники контролировали их размеры. В Древнем Риме были унифицированы диаметры труб для водопроводов. Трубы, размеры которых отличались от установленных, запрещалось подключать к городскому водопроводу. В России при Иване Грозном для контроля установленных диаметров пушечных ядер использовались калибры.
Большая заслуга в становлении российской стандартизации и контроля качества принадлежит Петру I. Как иллюстрацию к его деятельности в этой области можно привести выдержку из одного его приказа [8]: «Повелеваю хозяина Тульской оружейной фабрики Корнилу Белоглаза бить кнутом и сослать в работу в монастыри, понеже он, подлец, осмелился войску государеву продавать негодные пищали и фузеи… Старшину олдермена Фрола Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья… Приказываю ружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей. Пусть дьяки и подьячие смотрят, как олдермен клейма ставит, буде сомнение возьмет, самим проверять и смотром и стрельбою. А два ружья каждый месяц стрелять, пока не испортятся».
Здесь отражены аспекты, которые используются в современной стандартизации: наказание за брак изготовителя и контролера; усиление контроля и надзора за соблюдением нормативных требований; метод проверки качества изделий; методика ускоренных (форсированных) испытаний продукции.
Список литературы
1. О техническом регулировании : фед. закон РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ.
2. Интегральные показатели эффективности реформы государственного управления. Справочные материалы для Минэкономразвития РФ / Департамент международного развития Великобритании. − Всемирный банк, 2004. − Июль.
3. Взаимосвязь между административной реформой и темпами экономического роста. Обзор методов и результатов исследований. − Всемирный банк, 2005. − Февраль.
4. Разработка Положения о контроле качества материальных ценностей в системе государственного материального резерва : отчет о НИР / ФГУ НИИПХ Росрезерва ; рук. Рогова А.Н. − М., 2008.
5. О государственном материальном резерве : фед. закон от 29 декабря 1994 г. (в ред. от 28.12.2010 № 425-ФЗ).
6. Положение о порядке разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов Росрезерва / Фед. агентство по гос. резервам. − М., 2011.
7. Кокорев В. И. Основы стандартизации в информационных системах : учебник. − М. : Изд-во стандартов, 1988. − 240 с.
8. Букин В. П., Ординарцева Н. П. Стандартизация и качество продукции : учебник / Министерство образования РФ. – Пенза, 2004. − 109 с.