В.Л. Серебряный, старший научный сотрудник, Т.А. Сафронова, научный сотрудник. ФГБУ НИИПХ Росрезерва
Средства пакетирования для повышения
уровня механизации пртс работ с тарно-
штучнымигрузами при напольном и
стеллажном хранении
Среди грузов, поступающих на длительное хранение в Росрезерв, значительную долю составляют тарно-штучные грузы, упакованные в различную тару (в основном это: мешки, картонные и деревянные ящики).
Следует отметить, что основной процент в этой номенклатуре составляют продовольственные грузы. К ним относятся: сахарный песок, соль, мука, крупа, упакованные в мешки; рыбные, мясные и молочные консервы, блочное мясо, масло сливочное, упакованные в ящики, и другие продукты, упакованные в эти виды тары.
В основном, эти грузы поступают поштучно, т.е. отдельными грузовыми местами, что требует применения ручного труда при проведении погрузо-разгрузочных, транспортных и складских работ (ПРТС работ): погрузка – выгрузка транспортных средств, формирование пакетов на поддонах, что приводит к увеличению числа грузчиков на этих операциях.
Кроме того, нарушаются правила охраны труда при проведении ПРТС работ (особенно при расформировании штабеля мешковых грузов).
Нередко на комбинатах для более устойчивого штабеля пакет, сформированный вручную на поддоне, дополнительно скрепляется растягивающейся плёнкой.
Для повышения уровня механизации ПРТС работ с тарно-штучными грузами при напольном и стеллажном хранении применяются различные средства пакетирования: транспортные пакеты, стоечные поддоны, стеллажная система хранения.
Транспортные пакеты
Из средств пакетирования поставка тарно-штучных грузов в транспортных пакетах получила наибольшее распространение [1].
Транспортный пакет – укрупнённая грузовая единица, сформированная из нескольких грузовых единиц в результате применения средств пакетирования.
Рис. 1. Транспортный пакет
Транспортный пакет представляет собой грузовые единицы (мешки, ящики), уложенные на стандартном поддоне с размерами 800х1200 или 1000х1200 мм. Поддоны с такими размерами являются кратными размерам крытых железнодорожных вагонов. По своей конструкции поддоны подразделяются на двухзаходные, четырёхзаходные, однонастильные и двухнастильные. Деревянные поддоны получили наиболее широкое распространение по сравнению с другими типами поддонов (металлическими и пластиковыми) благодаря тому, что они просты в изготовлении, дешевле по сравнению с другими типами поддонов. Для скрепления ящиков с поддоном пакет увязывается лентами (металлическими, либо полипропиленовыми) или обтягивается термоусадочной, либо растягивающейся плёнкой.
Преимущества поставки грузов в транспортных пакетах по сравнению с поставкой отдельными грузовыми единицами:
На рис. 1 показан транспортный пакет из ящиков в картонной таре на поддоне, обтянутый растягивающейся плёнкой и дополнительно скреплённый полипропиленовыми лентами.
В настоящее время поставка блочного мяса, упакованного в картонные ящики, на холодильники Росрезерва осуществляется в транспортных пакетах.
Кроме поставки продовольственных грузов в транспортных пакетах, специалистами ФГБУ НИИПХ была разработана грузовая единица для металлов, концентратов, ферросплавов в кусковом и сыпучем виде, затаренных в мягкие контейнеры. Мягкий контейнер установлен на двухнастильный четырёхзаходный поддон и дополнительно скреплён с поддоном в двух направлениях полипропиленовыми лентами. Масса грузовой единицы – до 1,3 т. Такая грузовая единица, как и транспортный пакет на поддоне, не требует специальных грузозахватов, обработка транспортных средств и установка контейнера в штабель производится погрузчиком, оборудованным штатными вилами.
Эта металлопродукция в мягких контейнерах на поддонах поставлена на склады Росрезерва.
Штабель с мягкими контейнерами на поддонах в складе представлен на рис. 2.
Рис. 2. Штабель, сформированный из мягких контейнеров, установленных на поддонах
Фирма Мёллерс разработала и поставляет в настоящее время на российские предприятия установки по формированию транспортных пакетов без использования поддонов (бесподдонное пакетирование грузовых единиц) с применением герметичной оболочки (контр-чехла) из термоусадочной или растягивающейся плёнки (стрейч-плёнка).
Суть технологии формирования бесподдонного пакета с применением контр-чехла из термоусадочной плёнки заключается в следующем:
Технология формирования пакета с применением контр-чехла из растягивающейся плёнки (стрейч-плёнки):
Погрузочно-разгрузочные работы с такими пакетами осуществляются стандартными вилочными погрузчиками.
Упаковка грузов таким способом имеет ряд преимуществ, в частности, нет необходимости приобретать пустые поддоны. При этом экономятся средства на доставку пустых поддонов, их хранение, накладные расходы, а также средства на ремонт и утилизацию старых порожних поддонов. Бесподдонный транспортный пакет позволяет увеличить загрузку складов, а также транспортных средств.
Преимущества поставки бесподдонных транспортных пакетов в контр-чехлах, помимо преимуществ при поставке пакетов на поддонах, указанных выше, следующие:
На рис. 3–6 показана загрузка транспортных средств (автомобилей, ж/д платформ, крупнотоннажных контейнеров) и склада бесподдонными транспортными пакетами в контр-чехлах.
Рис. 3. Загрузка автомобиля
Рис. 4. Загрузка ж/д платформы
Рис. 5. Загрузка крупнотоннажного контейнера
Рис. 6. Загрузка склада
Стоечные поддоны
Если использование плоских поддонов или бесподдонного формирования в транспортных пакетах не позволяет выполнять многоярусное штабелирование пакетов из-за возможного разрушения тары, то в этом случае применяются стоечные поддоны многократного использования.
Стоечные поддоны используют для грузов неправильной геометрической формы, сложной конфигурации и подверженных деформации в облегчённой таре или первичной упаковке [2].
В стоечных поддонах может поставляться мясо неправильной геометрической формы, упакованное и без упаковки (четвертины говядины, полутуши свинины), различные грузы в ящичной таре.
Стоечные поддоны имеют различную конструкцию (цельнометаллические, комбинированные, сетчатые и.т.д.), их параметры – в соответствии с ГОСТ 9570 – 84 [3].
Стоечный поддон представляет собой пространственную конструкцию, имеющую основание, стойки и иногда плоскую верхнюю раму. В основании поддона имеются отверстия для ввода вилочных захватов погрузчика. Для облегчения штабелирования по высоте снизу поддона имеются гнёзда-фиксаторы. Обычно поддоны выполняют четырёхзаходными и их приводят к единой массе, что облегчает учёт хранимых грузов и сокращает количество операций по взвешиванию.
Стоечные поддоны, как правило, изготавливаются разборными, либо складывающимися, что позволяет создать пакет из порожних поддонов и тем самым сократить занимаемый ими объём при возврате и хранении. Для облегчения загрузки-выгрузки груза из поддона одна или две его боковые стенки выполняются откидными.
При штабелировании груза в стоечных поддонах механизирован процесс формирования штабеля (особенно при их загрузке четвертинами говядины или полутушами свинины). Применение таких поддонов позволяет штабелировать их на высоту 5-8 м, так как вес верхних пакетов воспринимает не упаковка груза, а металлические стойки поддона. Применение стоечных поддонов также позволяет создать прочный и устойчивый штабель.
К недостаткам поставки грузов с использованием стоечных поддонов можно отнести следующее:
Эта проблема может быть решена применением кольцевых маршрутов: предприятие – поставщик – комбинат и обратно.
В начале 80-х годов на холодильник одного из комбинатов Росрезерва была произведена опытная поставка блочного мяса в стоечных поддонах. Однако система поставки мяса в стоечных поддонах не была внедрена в госрезерве из-за проблем, связанных с возвратом порожней тары и высокой стоимости стоечных поддонов.
Общий вид стоечного поддона сетчатого типа, а также штабель, сформированный из этих поддонов, приведены на рис. 7 и 8.
Рис. 7. Стоечный поддон сетчатого типа
Рис. 8. Штабель из упакованного в полиэтиленовую пленку мяса
в стоечных сетчатых поддонах
Стеллажная система хранения
Кроме хранения грузов в пакетах и стоечных поддонах (напольная система хранения) в одноэтажных складах и холодильниках применяется стеллажная система хранения [4].
На стеллажах хранятся различные тарно-штучные грузы в транспортных пакетах на поддонах и бесподдонные транспортные пакеты. При хранении грузов на стеллажах увеличивается высота хранения за счёт того, что нагрузку воспринимает не упаковка, а сам стеллаж.
Стеллажи изготавливаются различных конструкций и исполнений: стационарные (фронтальные, проходного типа) и передвижные.
Фронтальные стеллажи (рис. 9, 10) располагают по принципу «два стеллажа – проход», чтобы обеспечить свободный доступ к их ячейкам. При таком исполнении стеллажа обеспечивается свободный подъезд погрузчика к любой ячейке. Однако наличие проходов шириной 2,0-3,5 м между стеллажами для маневрирования погрузчиков значительно снижает загрузку склада (камеры холодильника).
Рис. 9. Фронтальные стеллажи
Рис. 10. Штабелирование грузов на стеллажи фронтального типа с помощью штабелера
При применении стеллажей проходного типа (рис. 11) погрузчик заезжает внутрь ячеек и укладывает груз на направляющие. В этом случае грузовая площадь склада (камеры холодильника) больше по сравнению со стеллажами фронтального типа за счёт отсутствия проходов для маневрирования погрузчиков. К недостаткам такого исполнения стеллажей можно отнести невозможность разгрузки любой ячейки стеллажа, т.е. первый пакет выгружается последним.
В настоящее время в системе Росрезерва в складах используются стеллажи проходного типа.
|
|
|
Порядок загрузки: A, B, C, D Порядок разгрузки: D, C, B, A |
Рис. 11. Стеллажи проходного типа
Кроме стационарных стеллажей на складах применяются передвижные стеллажи (рис. 12).
По своей конструкции они представляют собой те же самые стандартные стеллажи, но установленные на мобильные базы, которые, в свою очередь, устанавливаются на рельсы и могут перемещаться по ним. При этом происходит перемещение всего стеллажного ряда одновременно. В данном случае отсутствуют межстеллажные проходы. Ряды стеллажей как бы сомкнуты между собой, и нужный рабочий проезд открывается по команде с пульта управления. Применение передвижных стеллажей позволяет существенно увеличить загрузку склада (камеры холодильника) за счёт отсутствия прохода между стеллажами. Обеспечивается доступ к любой ячейке стеллажа.
К недостаткам системы хранения грузов на передвижных стеллажах можно отнести следующее:
Стеллажная система хранения применяется только в одноэтажных складах (холодильниках) высотой в камерах 6 м и более.
Рис. 12. Передвижные стеллажи
Выводы
Для повышения уровня механизации ПРТС работ с тарно-штучными грузами в Росрезерв целесообразно поставлять эти грузы в транспортных пакетах.
Необходимо рассмотреть вопрос о поставке бесподдонных транспортных пакетов, которые можно загружать в открытые транспортные средства.
При поставке грузов в бесподдонных транспортных пакетах увеличивается загрузка складов (камер холодильников), а также транспортных средств.
При проведении реконструкции одноэтажных холодильников, либо строительства новых, в целях рационального использования грузового объема холодильных камер, в которых хранятся замороженные грузы в ящичной таре, предусмотреть в них установку стеллажей.
Список литературы
1. Чалых Т. И., Коснырева Л. М., Пашкевич Л.А. Товароведение упаковочных материалов и тары для потребительских товаров – М. : Академия, 2004.
2. Пашков А. К., Полярин Ю. Н. Пакетирование и перевозка тарно-штучных грузов. – М. : Транспорт, 2000.
3. ГОСТ 9570-84. Поддоны ящичные и стоечные. Общие технические условия. − М. : ИПК издательство стандартов, 1986.
4. Захарченко Л., Никифоров Д. Как отличить производителя от имитатора // Склад и техника. − 2011. − № 6. − С. 14-16.