Общественные отношения в области формирования, хранения и использования государственного материального резерва образуют сравнительно новый институт в законодательстве Республики Казахстан, создание которого вызвано необходимостью обеспечения интересов молодого государства в области обороны и безопасности.
Согласно подпункту 9) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О государственном материальном резерве» (далее - Закон), государственный материальный резерв – это запас материальных ценностей, предназначенный для мобилизационных нужд, принятия первоочередных мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказания гуманитарной помощи и регулирующего воздействия на рынок.
Составной частью государственного материального резерва является мобилизационный резерв - запас материальных ценностей по ограниченной номенклатуре, необходимый для выполнения мобилизационного заказа при мобилизации, военном положении и в военное время, оказания гуманитарной помощи, принятия первоочередных мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время и не используемый организациями, имеющими мобилизационный заказ, в текущей производственной деятельности, а также материально-технические средства специальных формирований (подпункт 3) статьи 1 Закона).
Оперирование материальными ценностями государственного материального резерва включают такие операции с материальными ценностями, как поставка, хранение и выпуск.
Отношения, связанные с оперированием материальными ценностями, регулируются следующими нормативными правовыми актами: Конституция Республики Казахстан, Гражданский Кодекс Республики Казахстан, Уголовный Кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», Закон «О государственном материальном резерве», Закон Республики Казахстан «О мобилизационной подготовке и мобилизации», Закон Республики Казахстан «О государственном имуществе», Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» постановление Правительства Республики Казахстан от 21 февраля 2002 года N 237 «Об утверждении Правил оперирования материальными ценностями государственного материального резерва», постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2006 года № 1327 «Об утверждении Правил формирования, накопления и использования материальных ценностей мобилизационного резерва в государственном материальном резерве», постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2007 года N 556 «Об утверждении Правил возмещения затрат хозяйствующим субъектам, осуществляющим хранение государственного резерва, а также возмещения затрат за материальные ценности государственного резерва, выпускаемые для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания регулирующего воздействия на рынок и гуманитарной помощи», приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 5 мая 2011 года № 186 «Об утверждении Правил подготовки и проведения тендеров по выпуску (в порядке освежения и разбронирования) материальных ценностей из государственного материального резерва», приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 531 «Об утверждении Правил выдачи нарядов на выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва» и др.
Для обеспечения исполнения возникающих при оперировании материальными ценностями обязательств в законодательстве Республики Казахстан предусматриваются определенные меры ответственности.
Так, в соответствии со статьей 17 Закона «О государственном материальном резерве», имущественная ответственность по операциям с материальными ценностями государственного резерва определяется законодательными актами Республики Казахстан. Договором между участниками операций с материальными ценностями государственного резерва могут быть предусмотрены дополнительные меры имущественной ответственности.
Следует отметить, что в национальном законодательстве о государственном материальном резерве не предусмотрены конкретные меры юридической ответственности, как, например, в Российской Федерации, данные нормы имеют скорее отсылочный характер на другие законодательные акты.
Рассмотрим подробнее юридическую ответственность предпринимателей в зависимости от конкретных операций с материальными ценностями государственного материального резерва в Республике Казахстан.
Прежде всего, формирование государственного материального резерва осуществляется посредством осуществления поставки, т.е. это закупка и (или) отгрузка (доставка) материальных ценностей в пункты хранения материальных ценностей государственного материального резерва (подпункт 5) статьи 1 Закона).
Заказы на поставку материальных ценностей в государственный резерв размещаются среди поставщиков за счет бюджетных средств. Заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв выступает уполномоченный орган. В основном, возникающие при этом отношения регулируются нормами законодательства о государственных закупках и гражданского права.
Например, в Законе Республики Казахстан «О государственных закупках» предусматриваются определенные меры по обеспечению исполнения договорных обязательств Поставщиками, с которыми должны быть заключены или заключены договора о государственных закупках товаров или услуг, - это реестр недобросовестных участников государственных закупок, взыскание неустойки и штрафов, удержание обеспечения исполнения договора и заявки на участие в конкурсе или аукционе.
В частности, за предоставлении недостоверной информации по квалификационным требованиям, за нарушение предусмотренных Законом ограничений, связанных с участием в государственных закупках, за уклонение от заключения договора о государственных закупках, а также за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договорных обязательств предусматривается включение в реестр недобросовестных участников государственных закупок. В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона «О государственных закупках», потенциальные поставщики или поставщики, включенные в реестр недобросовестных участников государственных закупок не допускаются к участию в государственных закупках в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о признании их недобросовестными участниками государственных закупок.
Кроме того, в самих договорах о государственных закупках, заключаемых уполномоченным органом, оговаривается выплата Поставщиком неустойки: за неисполнение обязательств по поставке в срок - пеня в размере 0,1% от стоимости Договора, за неисполнение или несвоевременное исполнение условий Договора - штраф в размере 10% от общей цены Договора.
Также договорами о государственных закупках предусматривается возможность Заказчика в одностороннем порядке расторгнуть договор в целом или частично при наступлении таких обстоятельств, как: 1) задержка поставщиком сроком поставки более, чем на 15 календарных дней; 2) нарушение поставщиком условий договора и неисправление такого нарушения в срок, превышающий более чем 15 календарных дней, или больше, после получения от Заказчика уведомления о данном нарушении с описанием признаков нарушений; 3) если поставщик объявил о своей ликвидации; 4) если поставщик признан несостоятельным должником (банкротом). Последствием такого расторжения Договора является то, что обеспечение исполнения договора, внесенное Поставщиком обычно в размере 3% от цены Договора, удерживается Заказчиком.
Помимо вышеуказанных штрафных санкций к поставщикам могут быть применены иные меры ответственности в соответствии законодательством Республики Казахстан.
Следующей важной операцией с материальными ценностями государственного материального резерва, посредством которой обеспечивается их сохранность, является хранение.
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Казахстан «О государственном материальном резерве», материальные ценности государственного резерва хранятся в подведомственных организациях уполномоченного органа и в пунктах хранения материальных ценностей государственного резерва. При этом пункты хранения материальных ценностей государственного резерва несут ответственность за качественную и количественную сохранность переданных на хранение материальных ценностей государственного резерва.
В последней редакцией проекта договора хранения и оказания услуг, связанных с хранением, предусматриваются следующие виды имущественной ответственности пунктов хранения за нарушение договорных обязательств:
1) в случае нарушения сроков отгрузки товара при перемещении и выпуске материальных ценностей по требованию Поклажедателя - пеня в размере 0,5% от стоимости недопоставленного товара за каждый календарный день просрочки отгрузки товара;
2) в случае просрочки Хранителем обязательств по замене некачественного товара - пеня в размере 0,5% от стоимости незамененного товара за каждый календарный день просрочки;
3) в случае несовершения Хранителем установленных в Договоре действий при возникновении риска утраты иили риска ухудшения качества - штраф в размере 10% от общей стоимости переданного на хранение товара;
4) в случае непредставления Хранителем ежеквартального отчета о фактическом наличии находящегося на хранении товара - пеня в размере 0,5% от общей стоимости переданного на хранение товара;
5) в случае обнаружения недостачи - восстановление недостачи в течение 20 календарных дней с момента обнаружения, а также пеня в размере 0,1% от стоимости недостающего товара за каждый день с момента выявления недостачи до полного восстановления, но не более 5% от общей стоимости товара.
Следует отметить, что по своей юридической природе договор хранения и оказания услуг, связанных с хранением, является гражданско-правовым договором с учетом специфики законодательства о государственном материальном резерве и о государственном имуществе. Условия договора хранения и оказанию услуг, связанных с хранением, согласовываются индивидуально с контрагентом, поэтому могут незначительно варьироваться. Как показывает практика, неустановление ответственности Хранителя на законодательном уровне вызывают при подписании договоров некоторые сложности, связанные с тем, что пункты хранения неохотно соглашаются принимать на себя экономически невыгодные обязательства и ответственность.
Помимо вышеназванных мер ответственности возможно применение иных форм юридической ответственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
И, наконец, использование государственного материального резерва осуществляется посредством выпуска материальных ценностей из государственного резерва: 1) в связи с их освежением; 2) в порядке заимствования; 3) в порядке разбронирования (статья 13 Закона «О государственном материальном резерве»).
При этом отчуждение материальных ценностей из государственного резерва производится при условии полной оплаты их стоимости или открытия аккредитива либо предоставления гарантии банков второго уровня. Средства, полученные от реализации материальных ценностей при их выпуске из государственного резерва, подлежат зачислению в бюджет.
Согласно пункту 17 статьи 13 Правил оперирования материальными ценностями государственного материального резерва, договор (контракт) на выпуск материальных ценностей государственного материального резерва заключается на основании решения тендерной комиссии или решения Правительства Республики Казахстан между уполномоченным органом либо подведомственной организацией уполномоченного органа и хозяйствующими субъектами - получателями материальных ценностей государственного резерва.
В соответствии с пунктом 13 Правил оперирования материальными ценностями государственного материального резерва, выпуск материальных ценностей в порядке освежения и разбронирования из государственного материального резерва осуществляется в форме тендера в порядке, определенном уполномоченным органом, за исключением случаев оказания гуманитарной помощи, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, передачи на баланс другим государственным органам в порядке освежения.
Уже на стадии проведения тендера Правилами подготовки и проведения тендеров по выпуску материальных ценностей предусматривается нормы по обеспечению участия претендентов в тендере. Так, согласно пункту 15-5 Правил, обеспечение заявки на участие в тендере в размере 3% от суммы лота не возвращается организатором тендера, если: 1) претендент отозвал либо изменил и (или) дополнил заявку на участие в тендере после истечения окончательного срока представления заявок на участие в тендере; 2) претендент, определенный победителем тендера, уклонился от заключения договора купли-продажи.
Победитель тендера заключает договор с ведомством уполномоченного органа в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня проведения тендера.
В заключаемых по итогам проведения тендера договорах купли-продажи обычно предусматриваются следующие формы имущественной ответственности получателей материальных ценностей государственного резерва:
1) в случае нарушения Покупателем сроков оплаты за товар - пеня в размере 0,5 % от общей стоимости товаров за каждый календарный день просрочки;
2) в случае просрочки оплаты свыше 10 (десять) календарных дней уполномоченный орган имеет право расторгнуть Договор в одностороннем порядке с уведомлением Покупателя;
3) при одностороннем расторжении Договора уполномоченным органом, в случае неисполнения Покупателем любого из принятых на основании договора обязательств - штраф в размере 5% от стоимости товаров.
4) в случае нарушения Покупателем срока вывоза товара - пеня в размере 0,5 % от общей стоимости товара за каждый календарный день просрочки
5) в случае одностороннего отказа от исполнения обязательств Покупателем по Договору - штраф в размере 5% от общей стоимости товаров.
6) в случае неисполнения Покупателем любого из принятых на основании Договора обязательств к моменту истечения срока его действия - штраф в размере 5% от стоимости товаров.
7) убытки, причиненные уполномоченному органу, вследствие неисполнения Покупателем обязательств по Договору, возмещаются последним сверх пени и штрафа предусмотренной Договором.
При выпуске материальных ценностей из государственного резерва в порядке заимствования обязательным условием является предоставление гарантии банков второго уровня в порядке, определяемом Национальным Банком Республики Казахстан.
При этом материальные ценности государственного резерва не могут быть выпущены в порядке заимствования в случаях, если получатель материальных ценностей: 1) имеет задолженности перед государственным бюджетом; 2) не возвратил материальные ценности государственного резерва, полученные им ранее; 3) находится в стадии банкротства.
При выпуске материальных ценностей в порядке заимствования уполномоченный орган заключает соответствующий договор (контракт) с получателем.
В договоре заимствования обычно прописывается следующая ответственность для заемщиком материальных ценностей:
1) в случае нарушения сроков принятия товара, а также нарушения обязательства по выпуску заимствованных материальных ценностей по постановлению Правительства Республики Казахстан – пеня в размере 0,1% от общей суммы Договора за каждый календарный день нарушения сроков, просрочки, недопоставки либо непоставки, но не более 5% от общей суммы Договора. В случае нарушения обязательства по поставке более чем на 5 календарных дней, уполномоченный орган имеет право воспользоваться банковской гарантией в качестве штрафа;
2) в случае выпуска или возврата товара при обнаружении несоответствующего Договору качества товара – в течение 20 календарных дней с момента извещения уполномоченным органом о поставке некачественного товара организация произврдит замену товара на товар соответствующего качества. В случае просрочки по замене некачественного товара предусматривается выплата пени в размере 0,1% от стоимости незамененного Товара за каждый календарный день просрочки;
3) в случае неисполнения любого из принятых на себя по Договору к моменту истечения срока его действия – штраф в размере 5% от общей суммы договора.
Следует признать, что существуют определенные риски при исполнении договора заимствования. Это невозвращение заимствованных материальных ценностей в установленный срок, их замена на товар неликвидный, неуплата платы за заимствование, а также исполнение обязательства денежными средствами по цене заимствования, которая, как правило, на день возврата бывает ниже рыночной.
Для надлежащей защиты экономических интересов государства по вопросам возврата заемщиком материальных ценностей в государственный резерв возникает необходимость прописать в Законе механизм обязательного возврата государственной собственности и имущественная ответственность в виде уплаты штрафа за ее невозвращение.
Что касается особенностей оперирования материальными ценностями мобилизационного резерва, то данные вопросы в силу стратегической важности носят закрытый (секретный) характер.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что существующая модель юридической ответственности за нарушение законодательства по всем операциям с материальными ценностями государственного материального резерва в Республике Казахстан позволяет в целом обеспечивать исполнение обязательств, возникающих у участников регулируемых отношений.
Тем не менее, в целях повышения эффективности управления государственным материальным резервом и для устранения коллизий, возникающих в ходе применения действующего законодательства, всегда имеется возможность для дальнейшего совершенствования механизма правового регулирования, чему может способствовать изучение и применение положительного опыта государств-участников Консультативного совета и других зарубежных стран в данной сфере.
Возмещение пунктам хранения затрат на хранение материальных ценностей осуществляется посредством заключения отдельного договора о государственных закупках услуг по хранению материальных ценностей государственного материального резерва на соответствующий год.
Пункт 5 Правил возмещения затрат хозяйствующим субъектам, осуществляющим хранение государственного резерва, а также возмещения затрат за материальные ценности государственного резерва, выпускаемые для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания регулирующего воздействия на рынок и гуманитарной помощи, предусматривает, что возмещение затрат по хранению материальных ценностей государственного резерва производится за счет и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете по соответствующей бюджетной программе (подпрограмме) в соответствии с законодательством Республики Казахстан. При этом, администратором программы (подпрограммы) по хранению государственного резерва выступает уполномоченный орган, который ежегодно в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан представляет в уполномоченный орган по бюджетному планированию бюджетную заявку на предстоящий финансовый год и трехлетний период. Сумма расходов по данной программе (подпрограмме) рассчитывается в установленном порядке, в том числе на основании представляемых ежегодно подведомственными организациями и пунктами хранения расчетов затрат на содержание и хранение материальных ценностей.